Памятка (конспект) по всему курсу

Версия 0.1 от 20 февраля 2015 года

Содержание:

  1. Про язык программирования JavaScript
  2. Зарезервированные слова
  3. «Матрёшка» запуска программ
  4. Первая программа «Привет МИР я JavaScript!»
  5. Переменные и типы данных
  6. Арифметические операции
  7. Комментарии
  8. Условия
  9. Циклы
  10. Модульность кода
  11. Функции диалоговых окон

Про язык программирования JavaScript

Здесь и далее имя JS будет использоваться в качестве аббревиатуры названия языка JavaScript.

  • чувствителен к регистру букв (например, Name и name для JS разные имена);
  • нет контроля типа данных (например, можно myVar = 10;, а потом myVar=”Вася”;).

Зарезервированные слова

Ключевые слова языка:
break, case, catch, continue, debugger, default, delete, do, else, false, finally, for, function, if, in, instanceof, new, null, return, switch, this, throw, true, try, typeof, var, void, while, with
Отдельные ключевые слова, которые зарезервированы на будущее:
class, const, enum, export, extends, import, super
Слова зарезервированные JS в строгом режиме:
implements, interface, let, package, private, protected, public, static, yield
Строгий режим также не позволяет использовать слова:
arguments, eval
ECMAScript 3 зарезервировал все ключевые слова Java:
abstract, boolean, byte, char, class, const, double, enum, export, extends, final, float, goto, implements, import, int, interface, long, native, package, protected, public, short, static, super, synchronized, throws, transient, volatile
Предопределённые глобальные переменные и функции:
arguments, Array, Boolean, Date, decodeURI, decodeURIComponent, encodeURI, encodeURIComponent, Error, eval, EvalError, Function, Infinity, isFinite, isNaN, JSON, Math, NaN, Number, Object, parseFloat, parseInt, RangeError, ReferenceError, RegExp, String, SyntaxError, TypeError, undefined, URIError
Вернуться к содержанию

«Матрёшка» запуска программ

Программа запускается на платформе (операционной системе), которая запускается на «железе» (компьютере, планшете, смартфоне и т.д.). Для JS «матрёшка» более сложная: JavaScript программа запускается на веб странице, которую оборажается (значит и запускается) веб браузером, который запускается на ОС (операционной системе, она же платформа), которая запускается на «железе».

ЖЕЛЕЗО => ПЛАТФОРМА => БРАУЗЕР => СТРАНИЦА => ПРОГРАММА Вернуться к содержанию

Первая программа «Привет МИР я JavaScript!»

HTML код страницы запуска скрипта program.js

<!DOCTYPE html>
<html lang="ru">
<head>
	<meta charset="utf-8">
	<title>Программирование Старт!</title>
</head>
<body>
   	<h1>Простая HTML5 страница</h1>
<script src="program.js"></script>
</body>
</html>

Сам скрипт program.js

alert('Привет МИР я JavaScript!');
Вернуться к содержанию

Переменные и типы данных

Переменные - это некие ячейки памяти, которым дают уникальные имена и кладут в них разные данные.

var myVar;    объявление переменной myVar

При выборе имени переменной применяются следующие правила:

  • ОБЯЗАТЕЛЬНО:
    • использовать только латинские буквы, цифры, знаки подчёркивания и доллара;
    • имя должно быть уникальным;
    • не совпадать с зарезервированными словами языка;
    • не начинается с цифры;
  • НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
    • начинаться с маленькой буквы;
    • имя максимально понятно, что это за данные;
    • если для лучшего понимания нужно не одно, а два, три и больше слов, то последующие слова в имени переменной начинаются с большой буквы.

=    оператор присваивания (практически для всех языков программирования, включая C, ObjectiveC, C++, C#, Java и т.д.)

пример объявления переменных и присваивание им значения:

var year;
var month;
var day;
 
year = 2015;
month = “февраль”;
day = 17;

тоже самое, только при объявлении переменной присваивается значение:

var year = 2015;
var month = “февраль”;
var day = 17;

тоже самое, только все переменные записаны в одно выражение:

var year = 2015, month = “февраль”, day = 17;

Выражения оканчиваются точкой с запятой. Можно писать несколько выражений в одну строку и разделять их точкой с запятой.

В переменные (именованные ячейки памяти) можно помещать числа, строки, логические значения (true и false), массивы и объекты.

Если переменная объявлена, но не инициализирована (ей не присвоено значение), то в ней ничего не находится undefined.

Вернуться к содержанию

Арифметические операции

+    сложение;
-    вычитание;
*    умножение;
/    деление;
%    остаток от деления (например, 7 % 4 результат: 3).

допустимые сокращения:

a = a + 5;    можно записать:    a += 5;
a = a - 7;    можно записать:    a -= 7;
a = a * 3;    можно записать:    a *= 3;
a = a / 9;    можно записать:    a /= 9;

увеличение и уменьшение на 1:

a = a + 1;    можно записать:    a += 1;    лучше:     a++;
a = a - 1;    можно записать:    a -= 1;    лучше:     a--;

Вернуться к содержанию

Комментарии

//    всё что после двойного слеша и до конца строки является комментарием;

/* ... */    всё что между слешом со звёдочкой и до звёздочки со слешем - комментарий.

Вернуться к содержанию

Условия

Оператор условного перехода if

Вариант 1:

if ( условие ) {
	// если условие верно
       …
 
}

Вариант 2:

if ( условие) {
	// если условие верно
       …
 
} else {
	// если условие неверно
       …
 
}

Вариант 3:

if ( условие1 ) {
        // если условие верно
       …
 
} else if ( условие2 ) {
	// если условие верно
       …
 
} else {
	// если условие1 и условие2 неверны}

Любое условие сводится к верно или неверно!

==    равенство
===    строгое равенство
!=    неравенство
!==    строгое неравенство
<    меньше
>    больше
<=    меньше либо равно
>=    больше либо равно

( условие1 || условие2 )    верно если любое из условий верно
( условие1 && условие2 )    верно если оба условия верны

Оператор условного перехода switch

switch ( переменная ) {
 
	case “значение1:
		// если переменная == значение
               …
 
		break;
 
	case “значение2:
		// если переменная == значение
               …
 
		break;
 
	case “значение3:
		// если переменная == значение
               …
 
		break;
 
	case// и так далее
                …
 
		break;
 
	default:
		// если ни один из case’ов не сработал
               …
 
}
Вернуться к содержанию

Циклы

Цикл while — выполнять пока условие верно

while ( условие ) {
	// если условие верно
	…
 
	// цикл можно прервать командой break:
        if ( условие2 ) {
		break; // выход из цикла по условию2
	}
}

Цикл do … while — выполнить и потом проверить условие. Цикл при любом условии выполниться один раз.

do {
	// выполнить и повторять если условие верно
	…
 
	// цикл можно прервать командой break:
	if ( условие2 ) {
		break; // выход из цикла по условию2
	}
} while ( условие )

Цикл for — выполнить определённое кол-во циклов

for ( var i=0; i < 10; i++ ) {
	// цикл будет выполнен 10 раз
        // при первом прохождении i равняется 0
	…
 
	// цикл можно прервать командой break:
       if ( условие2 ) {
		break; // выход из цикла по условию2
	}
}
Вернуться к содержанию

Модульность кода

Функция

// описание функции, т.е. название, какие аргументы принимает,
// что делает и что возвращает
function myFunction (var1, var2) {
	// обработка принятых var1 и var2
        // и вычисление var
	…
 
	// возврат результата вычислений
	return var;
}
 
// вызов функции где-то в коде
z = myFunction(x,y);

Описание функции обязательно должно быть раньше, чем обращение к ней!

Размещение функций в отдельных файлах-библиотеках

Описание функций можно делать в отдельных файлах-библиотеках, тогда в коде HTML (на странице запуска программы) вначале указывать файлы-библиотеки, а потом саму программу:

<!-- функции в myfunc.js и myfuncs2.js -->
<script src=”myfuncs.js”></script>
<script src=”myfuncs2.js”></script>
<script src=”program.js”></script>
Вернуться к содержанию

Функции диалоговых окон

Функция alert();

Выводит всё что находится в скобках в диалоговое окно.

alert(“Привет, меня зовут JavaScript.”);

Функция prompt();

Выводит всё что находится в скобках в диалоговом окне и возвращает всё что введёт пользователь.

var userInput;
 
userInput = prompt(“Как тебя зовут?);

Функция confirm();

Выводит всё что находится в скобках в диалоговом окне и возвращает true или false, в зависимости какую кнопку “Ok” или “Отмена” (в английском варианте “Cancel”) нажмёт пользователь.

var goodDay;
 
goodDay = confirm(“Хороший сегодня день?);
 
if ( goodDay ) {
	alert(“Сегодня хороший день!);
} else {
	alert(“Сегодня плохой день. Очень жаль.”);
}

Для справки: при сообщений можно использовать эскейп последовательности, например, \n - переход на новую строку, \t - отступ на несколько символов вправо.

Вернуться к содержанию

Весь конспект в PDF формате одним файлом: Скачать